Как защитить ребенка? Правила-рекомендации от добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»
Как защитить ребенка?
Правила-рекомендации для родителей от добровольческого поисково-спасательного отряда
«Лиза Алерт».
➡«Свой-чужой»
Четко определитесь, кто является «своим», с кем можно смело идти куда угодно и полностью ему доверять, а кто не входит в круг доверия. «Свои» - самые близкие, те, с кем ребенок живет или постоянно общается: мама, папа, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Пусть это будет очень узкий круг, но в нем будут люди, которым вы смело можете доверить жизнь своего ребенка. С «чужими» все просто: ребенок не должен выполнять их просьб, принимать их предложений. Научите правилу: взрослый человек не обращается за помощью к чужому ребенку - он просит помочь другого взрослого! Отдельный разговор о тех, кого ребенок знает, но кто не является близким, объясните, что, если что-то предлагает подруга мамы или папин коллега, необходимо сначала позвонить вам и убедиться, что действительно можно доехать с дядей Витей на машине или пойти куда-то с тетей Аней.
➡Научите ребенка говорить «нет»
Мы учим детей: «Ребенок должен слушаться взрослых» и радуемся полученному результату, даже не задумываясь, что теперь любой взрослый человек является для ребенка тем, кого надо слушаться. Очень важно, чтобы ребенок понимал: никто не имеет права заставлять его делать то, что он не хочет, идти с тем, с кем он не хочет, и что чужих людей слушаться не надо! Его тело неприкосновенно и его действиями могут руководить только близкие - «свои», которые несут за него ответственность. И даже если взрослый человек требовательно и сурово просит пройти с ним, ребенок должен уметь сказать «нет», а не послушно идти за чужим.
➡Просить помощи не стыдно
Причины, почему дети не могут попросить помощи, когда, например, от них что-то хочет незнакомый чужой человек или если им кажется, что он их преследует, абсолютно разные: кому-то стыдно, неловко, кто-то боится - но результат всегда один. Попавший в беду и не попросивший помощи ребенок самостоятельно решить проблему не сможет, а значит, и шансов выжить у него не останется. Объясните, что взрослые всегда придут на помощь ребенку, особенно если ему грозит опасность. Объясните, к кому надо обращаться за помощью: к человеку, который здесь работает, к женщине с ребенком или к полицейскому.
➡Кричать нужно уметь
Прививая своим детям культуру поведения - не кричать в общественных местах, вести себя прилично - мы поступаем верно, только есть и побочный эффект: дети перестают кричать вообще. И в тот момент, когда вашему ребенку понадобится помощь - а ее так легко попросить, достаточно просто крикнуть громче, - ребенка может парализовать тот самый наказ родителей не кричать в общественном месте. Объясните, что кричать ради спасения своей жизни можно и нужно. Никто не осудит и не шикнет, а наоборот... Научите кричать правильно, если незнакомый взрослый человек проявляет агрессию, кричать нужно: «Я вас не знаю!», «Вы чужой!» Если кричать: «Я с тобой не пойду!» или «Отпусти меня!», прохожие могут подумать, что ребенок капризничает, а папа его куда-то ведет.
➡Научите ребенка следить за временем
Договоритесь с ребенком о том, чтобы он следил за временем: если он обещал прийти в 14-00, он должен быть дома в 14-00. Если задержался и не предупредил, значит, в следующий раз пойдет из школы с вами.
➡Номера телефонов - наизусть
Даже если у ребенка есть собственный мобильный телефон, для его безопасности и вашего спокойствия крайне важно, чтобы он помнил несколько телефонов наизусть: номера родителей, бабушки, дедушки, домашний. Проверяйте время от времени и убеждайтесь в том, что он их не забыл.
➡Безопасность - значит жизнь
Приучите своего малыша ходить по одной и той же улице, переходить дорогу в правильном месте. Исключите из его маршрута безлюдные и неосвещенные улицы, парки, заброшенные здания, гаражи, стройки. Путь ребенка должен быть освещен, улицы должны быть проходимыми. Ребенка, находящегося на виду, похитить намного сложнее. Пройдите вместе эту дорогу, обратите его внимание на потенциально опасные места.