Индивидуальная работа с воспитанниками
В МОУ Детский сад работают специалисты:
Педагог-психолог: Пуликова Екатерина Владимировна
Телефон: +7 (8442) 79-59-07
E-mail:dou331@volgadmin.ru
Часы работы: 7.40- 19.00
Рабочая программа педагога-психолога Пуликовой Е.В. на 2021-2022 учебный год.pdf
Психолог в детском саду — это знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариантах этих особенностей. Искусство его заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого. Работа психолога детского сада связана с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.Помочь воспитателям и призваны психологи. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — вот основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей "группы риска"
Программа психологического сопровождения детей группы риска.pdf
Адаптированная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.pdf
План работы с опекаемыми и многодетными семьями.pdf
План работы ДОУ с семьями группы риска.pdf
Приказ об мероприятии по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации МОУ Детского сада №331.pdf
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.pdf
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченным.pdf
Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) МОУ Детского сада № 331.pdf
Социальный паспорт на 01.09.2019.pdf
Формы работы педагога-психолога:
• индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);
• психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей).
Направления работы - Детское индивидуальное психологическое консультирование;
- Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
- Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
- Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе;
- Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
С какими проблемами работает психолог:
- это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
- агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
- страхи и тревожность ребенка;
- проблемы адаптации;
- проблемы общения со сверстниками и взрослыми;
- патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
- уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
- проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
- задержка психического развития, аутизм и др.
- беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно- образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно.
Обязательно:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников непрерывной непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников НОД. В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов НОД (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников НОД.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно: • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в детском саду.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
Коррекционная и развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников НОД и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация детского сада. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии. Психолог опирается на результаты изучения конкретных особенностей своего детского сада, учитывает традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей